Глинская Ирина Ивановна
Консультация для родителей.Консультация для родителей.
Использование средств музейной педагогики в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Подготовила: Глинская Ирина Ивановна
В наше время остро стоит вопрос об эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается - дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. На предваряющих музейное посещение НОД в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции. Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру, возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Музеи имеются практически во всех городах, населенных пунктах и в селах. Конечно же, они различаются своей направленностью и своим масштабом. Однако не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОО способствует решению следующих задач: · учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; · формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; · формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности; · формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки; · развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; · вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; · развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем. В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации. Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки: - видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; - выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире; - проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры; - владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции; - эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования; - обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве - детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Создание мини-музея преследует следующие цели: · реализация направления «Музейная педагогика». · Обогащение предметно-развивающей среды ДОО. · Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. · Формирование у дошкольников представлений о музее. · Расширение кругозора дошкольников. · Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. · Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. · Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. · Развитие творческого и логического мышления и воображения. · Формирование активной жизненной позиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав. Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность. Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту. Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка. «Диалог» с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея. Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОО - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного образования составляют исследовательский метод обучения А.И. Савенкова, комплексная программа «Детство» В.И. Логиновой и Т.И. Бабаевой, синтез искусства О.А. Куревиной. В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные. Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе. Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОО; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо - туристической деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает: · собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок; · совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов; · экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдений. Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии. Важно, прежде всего, способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно-образовательного пространства ДОО. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ», поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещении. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. 9 января 2019 в 18:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.