Глинская Ирина Ивановна

План-конспект занятия по экологии (подготовительная группа) на тему: «Экскурсия в осенний парк»

 

 

 

 

 

 

подготовила

 воспитатель:

 Глинская Ирина Ивановна

 

 

Задачи:

-Расширить знания детей о природе осенью.

-Уточнить представления детей о  признаках осени.

-Продолжать учить по разным признакам различать деревья.

-Развивать внимание к окружающему миру.

-Формировать умение видеть красоту природы.

- Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

-Целевая прогулка. Ознакомление с деревьями своего участка.  

-Наблюдение за поведением птиц.

-Чтение художественной литературы: «Времена года» - Д.Зуева,« Родная природа»-Я. Кайгородова, «Лесные загадки» - В.Дмитриева.

-Рассматривание картин: «Золотая осень» - И.Левитана,«Осенний день», «Сентябрьский день» - Л.Бродской.

-Игры: «Когда это бывает?», «Детки на ветке», «Угадай что растёт?», «1,2,3 к дереву беги», «Высоко -низко».

-Просмотр видеоролика «Осень в лесу».

-Заучивание стихотворений детьми об осени.

Оборудование: пакет для сбора листьев .

- Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо из Академии природы. Учёные просят нас помочь исследовать воздух в сквере. Поможем?

Тогда мы с вами пойдём на экскурсию в сквер. Там мы не только встретимся с некоторыми растениями, но и исследуем, загрязнён ли воздух в сквере, попытаемся выяснить причины этого загрязнения. Все свои наблюдения зарисуем в дневники. А ещё увидим признаки наступления осени и просто полюбуемся окружающей природой.

- Прежде, чем отправиться в сквер, давайте поиграем в игру «Как вести себя в лесу?» (Воспитатель показывает карточки с символическим изображением правил поведения в природе, дети объясняют их значение).

- Проверьте свою готовность к работе. С собой в парк нам необходимо взять коробочки или папки для сбора листьев.

2. Первая остановка «Угадай-ка». (Часть сквера у проезжей дороги)

- Ребята, мы находимся на территории сквера. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка».

Посмотрите:

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- А вы согласны с поэтом И. Буниным?

Оглянитесь вокруг, какие изменения в сквере произошли с наступлением осени?

(Ответы детей)

Найдите в окружающих нас деревьях отгадку к моей загадке:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

- Как вы догадались, что это берёза?.

Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений.

Вот  отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка»)

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

- По каким признакам можно отличить берёзу?

- Какого цвета ствол берёзы?

- Какова форма листьев?. Нарисуйте или обведите лист берёзы.

- Какого он цвета?.

- Давайте соберём несколько листьев берёзы (с дерева) и положим их в коробочку. Они пригодятся нам для исследования воздуха. (Объяснить, т. к. много листьев нам не нужно, собирают по одному листочку только названные дети – остальные будут собирать листья на других объектах, а здесь им предлагается подобрать и сложить в папки опавшие листья интересной окраски для поделок).

3. Вторая остановка «Наблюдай-ка». (В центральной части сквера)

Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную

палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пестрая, щедрая, богатая...)

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

- А вы знаете, почему листья опадают?

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними делаете?

- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

- А летом так бывает?

- А весной так бывает?

- А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят…

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

((Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание (рябина). Почему?

- Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его.

- Чем он отличается от всех остальных листьев?

На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску.

- Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте.

- Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?.

- Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит?

- Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды)

Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека.

- Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?.

Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть оставим птицам на зиму. (Воспитатель демонстрирует сбор)) - А теперь, ребята, мы отправляемся дальше.

4. Третья остановка «Удивляй-ка». (Самое отдалённое место от дороги)

Третья наша остановка называется «Удивляй-ка».

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет береза. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.

А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.

Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего состоит лист?

Его стебелек называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твердым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжелыми и падают на землю. Это явление называется листопад...)

5. Подведение итогов экскурсии.

Подошла к концу наша экскурсия.

- Что нового узнали о растениях сквера, об осенних изменениях в природе?

- Что вам понравилось на этой экскурсии?

-Как вы думаете, воздух в нашем сквере чистый или загрязнённый? Где он чище: у дороги (у берёзки, в глубине сквера или в самой дальней части (возле клёна) (Выдвижение гипотез детьми).

- Все ваши предположения мы проверим в группе.

6. Лабораторная работа.

Может проводиться в этот же день после сна; дети организованы по подгруппам.

o Листья, собранные на разных объектах, промыть в прохладной кипячёной воде (50 – 100 мл).

o Полученный раствор профильтровать с помощью стаканчиков, воронок и фильтров.

o Фильтры просушить.

o По степени запылённости фильтра оценить загрязнение воздуха (высокое, среднее, низкое).

o Зарисовать в дневнике наблюдений результаты.

o Сделать вывод, где воздух загрязнён больше.

o Предположить источники загрязнения и тоже их зарисовать (или наклеить фотографии, картинки).

7. Коллективное составление письма-отчёта в Академию природы.

Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам предлагается оформить гербарий или сделать аппликацию.

9 января 2019 в 19:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.