Глинская Ирина Ивановна
План-конспект занятия по экологии (подготовительная группа) на тему: «Экскурсия в осенний парк»
подготовила воспитатель: Глинская Ирина Ивановна
Задачи: -Расширить знания детей о природе осенью. -Уточнить представления детей о признаках осени. -Продолжать учить по разным признакам различать деревья. -Развивать внимание к окружающему миру. -Формировать умение видеть красоту природы. - Воспитывать любовь к природе. Предварительная работа: -Целевая прогулка. Ознакомление с деревьями своего участка. -Наблюдение за поведением птиц. -Чтение художественной литературы: «Времена года» - Д.Зуева,« Родная природа»-Я. Кайгородова, «Лесные загадки» - В.Дмитриева. -Рассматривание картин: «Золотая осень» - И.Левитана,«Осенний день», «Сентябрьский день» - Л.Бродской. -Игры: «Когда это бывает?», «Детки на ветке», «Угадай что растёт?», «1,2,3 к дереву беги», «Высоко -низко». -Просмотр видеоролика «Осень в лесу». -Заучивание стихотворений детьми об осени. Оборудование: пакет для сбора листьев . - Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо из Академии природы. Учёные просят нас помочь исследовать воздух в сквере. Поможем? Тогда мы с вами пойдём на экскурсию в сквер. Там мы не только встретимся с некоторыми растениями, но и исследуем, загрязнён ли воздух в сквере, попытаемся выяснить причины этого загрязнения. Все свои наблюдения зарисуем в дневники. А ещё увидим признаки наступления осени и просто полюбуемся окружающей природой. - Прежде, чем отправиться в сквер, давайте поиграем в игру «Как вести себя в лесу?» (Воспитатель показывает карточки с символическим изображением правил поведения в природе, дети объясняют их значение). - Проверьте свою готовность к работе. С собой в парк нам необходимо взять коробочки или папки для сбора листьев. 2. Первая остановка «Угадай-ка». (Часть сквера у проезжей дороги) - Ребята, мы находимся на территории сквера. Это наша первая остановка. Она называется «Угадай-ка». Посмотрите: - Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. - А вы согласны с поэтом И. Буниным? Оглянитесь вокруг, какие изменения в сквере произошли с наступлением осени? (Ответы детей) Найдите в окружающих нас деревьях отгадку к моей загадке: Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. - Как вы догадались, что это берёза?. Берёза - нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской берёзе написано много стихотворений. Вот отрывок из стихотворения А. Прокофьева «Берёзка») Люблю берёзку русскую,
- По каким признакам можно отличить берёзу? - Какого цвета ствол берёзы? - Какова форма листьев?. Нарисуйте или обведите лист берёзы. - Какого он цвета?. - Давайте соберём несколько листьев берёзы (с дерева) и положим их в коробочку. Они пригодятся нам для исследования воздуха. (Объяснить, т. к. много листьев нам не нужно, собирают по одному листочку только названные дети – остальные будут собирать листья на других объектах, а здесь им предлагается подобрать и сложить в папки опавшие листья интересной окраски для поделок). 3. Вторая остановка «Наблюдай-ка». (В центральной части сквера) Ребята, отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти И разукрасила все листья. Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пестрая, щедрая, богатая...) Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья. - А вы знаете, почему листья опадают? - Нравятся ли вам цветные листочки? - Любите ли вы их собирать? Почему? - Что вы с ними делаете? - Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев? - А летом так бывает? - А весной так бывает? - А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев? Листопад, листопад Листья желтые летят Под ногами шелестят. И летят, летят, летят… Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут. ((Посмотрите внимательно вокруг. Какое растение больше всего привлекает ваше внимание (рябина). Почему? - Возьмите опавший лист рябины и рассмотрите его. - Чем он отличается от всех остальных листьев? На одном черешке сидит много мелких листочков. Лист рябины осенью имеет яркую оранжевую или красную окраску. - Вложите листочки в папки. Зарисуйте лист рябины. Раскрасьте. - Рассмотрите ствол рябины. Что вы заметили?. - Сравните рябину с другими деревьями по высоте. О чём это нам говорит? - Что необычного вы ещё заметили на этом дереве? (Ягоды) Этими ягодами-плодами питаются птицы зимой. После наступления морозов плоды становятся съедобными и для человека. - Ребята, а кто знает, как собирать плоды рябины?. Аккуратно нагнуть ветку и собрать ягодки, но не все. Часть оставим птицам на зиму. (Воспитатель демонстрирует сбор)) - А теперь, ребята, мы отправляемся дальше. 4. Третья остановка «Удивляй-ка». (Самое отдалённое место от дороги) Третья наша остановка называется «Удивляй-ка». Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет береза. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу. Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева. Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего состоит лист? Его стебелек называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твердым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжелыми и падают на землю. Это явление называется листопад...) 5. Подведение итогов экскурсии. Подошла к концу наша экскурсия. - Что нового узнали о растениях сквера, об осенних изменениях в природе? - Что вам понравилось на этой экскурсии? -Как вы думаете, воздух в нашем сквере чистый или загрязнённый? Где он чище: у дороги (у берёзки, в глубине сквера или в самой дальней части (возле клёна) (Выдвижение гипотез детьми). - Все ваши предположения мы проверим в группе. 6. Лабораторная работа. Может проводиться в этот же день после сна; дети организованы по подгруппам. o Листья, собранные на разных объектах, промыть в прохладной кипячёной воде (50 – 100 мл). o Полученный раствор профильтровать с помощью стаканчиков, воронок и фильтров. o Фильтры просушить. o По степени запылённости фильтра оценить загрязнение воздуха (высокое, среднее, низкое). o Зарисовать в дневнике наблюдений результаты. o Сделать вывод, где воздух загрязнён больше. o Предположить источники загрязнения и тоже их зарисовать (или наклеить фотографии, картинки). 7. Коллективное составление письма-отчёта в Академию природы. Из собранных листьев, плодов, веточек ребятам предлагается оформить гербарий или сделать аппликацию. 9 января 2019 в 19:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.