Глинская Ирина Ивановна

Конспект ООД «Знакомство с жанром живописи-натюрморт»

Конспект ООД «Знакомство с жанром живописи-натюрморт»

Номинация«Образовательная ситуация с дошкольниками»

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие ()

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема«Знакомство с жанром живописи – натюрморт»

Основные цели: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж).

Учить находить предложенный жанр среди других живописных жанров и обосновывать свой выбор.

Познакомить детей с натюрмортом, как жанром изобразительного искусства.

Дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте.

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам (спрошу у того, кто знает.)

Дидактические материалы: Репродукции картин разных жанров живописи – портреты, пейзажи, натюрморты. Дидактические игры: «Сложи пейзаж»«Сложи портрет»«Сложи натюрморт»

Предварительная работа: Знакомство с жанром живописи пейзаж: рассматривание репродукций картин И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”.

Знакомство с жанром живописи портрет: рассматривание репродукций картин И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, “Мика Морозов”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К. Брюллова “Всадница”, автопортрета И. Айвазовского.

Беседа о живописи, о жанрах живописи.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с новым жанром живописи – натюрморт. В ходе образовательной ситуации дети закрепляют знания о знакомых жанрах – портрет, пейзаж.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельностью

Воспитатель собирает детей около себя.

Отгадайте загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … (художник)

Кто из вас знает кто такие художники?

Что художники изображают на своих картинах? (природу, людей)

Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)

А как называется картина, на которой изображен человек? (портрет)

Где можно увидеть картины художников? (на выставке)

Кто–нибудь из вас посещал выставки художников?

Художник Тюбик из Цветочного города решил организовать выставку своих картин. Попросил Незнайку развесить картины по жанрам: в первом зале – пейзажи, во втором портреты, а в третьем – натюрморты. Но Незнайка так спешил, что уронил папку с картинами и все картины перепутались.

Поможем Незнайке развесить картины по жанрам? (да)

А сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

- актуализировать знания детей о пейзаже и портрете;

-тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

- развивать образное мышление.

2.1. Игра «Отгадай и покажи» (начало)

Сейчас мы с вами поиграем. Я загадаю загадку, а вы должны найти репродукции картины к заданию. (воспитатель загадывает загадки, дети выполняют задание). Если ответ правильный - услышите звон колокольчика, если ответ неверный, колокольчик звенеть не будет.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на вас.

Если принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз.

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется (портрет)

Если видишь на картине нарисована река.

Или ель, иль белый иней,

Или сал и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется (пейзаж)

2.2. Игры «Сложи портрет»«Сложи пейзаж»

А теперь я предлагаю вам отправиться в мастерскую художника и составить из предложенных картинок пейзаж или портрет (дети садятся за столы и выполняют задание)

3. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Отгадай и покажи» (продолжение)

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.

Слушайте последнюю загадку:

Если видишь на картине чашку, кофе на столе.

Или море в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу.

Знай, что это?

Ребята, смогли вы отгадать эту загадку, и показать отгадку? (нет)

Почему? (потому что не знаем, о каком жанре живописи загадка)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

- формировать представление о натюрморте, как рисунке, на котором изображены….

- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

- развивать образное мышление, воображение, память.

- А что делать, если ты чего-то не знаешь? (нужно спросить у того, кто знает)

- Спрашивайте! («Что такое натюрморт?»)

Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь: рыба на столе, цветы в букете. На натюрмортах, никогда не изображают людей и природу. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга. Хотите попробовать составить натюрморт?

5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

Дидактические задачи:

- формировать умение создавать натюрморт

Игра «Собери натюрморт»

На столе разложены предметы. Для того, чтобы нарисовать натюрморт, сначала надо его составить. Предлагаю разделиться на три группы, каждая группа составит свой натюрморт (дети выполняют задания).

Теперь вы знаете, что такое натюрморт и поможете Незнайке развесить все картины по жанрам (дети вывешивают репродукции картин на три мольберта, на первый пейзаж, на второй – портрет, на третий – натюрморт).

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя

- Кому вы сегодня помогали?

- Смогли вы помочь Незнайке развесить картины по жанрам?

- Почему вам это удалось?

(Мы узнали, что такое натюрморт)

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали, что такое натюрморт, то не смогли бы помочь Незнайке в организации выставки.

Комментарии к сценарию Данное мероприятие разрабатывалось, как открытое занятие в рамках по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса в программе «Мир открытий»

Образовательная деятельность в рамках этого жанра, позволят детям познакомиться с направлением изобразительной живописи натюрморт.

Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной

активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного

интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места

детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;

-принцип деятельности реализован путем получения детьми информации о структуре

текста объявления через самостоятельное открытие при помощи анализа представленных

объявлений и определении наиболее удачного варианта;

-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок составлял текст

объявления в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом, формированием

предпосылок универсальных учебных действий;

-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о собаке.

 

9 января 2019 в 19:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.